Решили перейти с обычной косметики на натуральные российского производства? Как не ошибиться в выборе таких средств, мы узнали у специалиста.
Люди по всему миру становятся все более экологически осознанными. Поэтому запрос на органическую и натуральную косметику все более актуален. Правильно и легко выбрать такие средства ухода помогает сертификация (экомаркировка).
Содержание:
Что такое «натуральность» и «экологичность»
Сразу откроем тайну: натуральная косметика не имеет законодательного определения нигде в мире. Но в международном профессиональном сообществе уже давно есть понимание, что это означает. «Натуральная — косметика, не содержащая продуктов нефтехимии, а также ингредиентов, небезопасных для здоровья человека и окружающей среды, — говорит Татьяна Лебедева, исполнительный директор Союза производителей натуральной, органической и экокосметики ONE. — За некоторыми исключениями (шелк, кармин), в производстве натуральной косметики не применяются животные ингредиенты, добыча которых наносит вред фауне. Испытания на животных исключены. К производству такой продукции предъявляются повышенные экологические требования. Органическая косметика — это натуральная, но с определенным процентом ингредиентов, полученных из органического сельского хозяйства».
Современная натуральная косметика — это последние достижения зеленой и биохимии — одной из самых быстро развивающихся отраслей знаний. Бренды, которые производят популярную натуральную косметику, находятся в авангарде косметическо-парфюмерной отрасли.
Наряду с солнечными панелями, электрокарами и переработкой отходов — производство качественной натуральной косметики стало важной частью нашего общего будущего, в котором продукты для красоты не требуют жертв ни от человека, ни от окружающей среды.
На фото: Татьяна Лебедева, исполнительный директор Союза производителей натуральной, органической и экокосметики ONE.
Как выбирать натуральную косметику
Чтобы не ошибиться в выборе, от покупателя требуются определенные знания и опыт в определении степени натуральности продукта по составу ингредиентов. Еще один верный способ — доверие производителю, бренду.
«В мире существует порядка 30-ти стандартов для натуральной косметики, — говорит наш эксперт. — Это добровольные стандарты, соответствие которым подтверждается сертификацией. Наиболее известны в России COSMOS (Cosmos Organic, Cosmos Natural) сертифицирующего органа ECOCert и ICEA, USDA Organic, NSF, Nature, Demeter. Сертификация — самый предпочтительный способ для производителя подтвердить натуральность своих средств. И самый простой метод для вас отличить натуральный или органический продукт от того, который хочет им казаться. То есть от гринвошинга».
Экосертификация натуральной и органической косметики широко распространена в западных странах ЕС и набирает все большую популярность повсюду, в частности, в Азии. В Германии и Франции 70% натуральных косметических продуктов сертифицированы.
Экосертификация, проводимая по международным правилам третьей независимой стороной (стандарт ISO 17065) — самая успешная и распространенная в мире практика очистки рынка от гринвошинга и псевдоэкологичных товаров, рекомендованная программой ООН по окружающей среде (UNEP).
Что такое гринвошинг и в чем его опасность
Сегодня на каждом втором креме или шампуне можно увидеть зеленый листочек и надпись вроде «сила природы» или «органическое масло миндаля», «растительная косметика» и т.п.
«Прибегать к маркетинговым уловкам (гринвошинг) гораздо проще и дешевле, чем сделать эффективный натуральный косметический продукт, — говорит Татьяна Лебедева. — Цель гринвошинга — ввести покупателя в заблуждение. Но не только! Проблема здесь гораздо шире: гринвошинг-приемы могут сбить с толку и розничные бьюти-сети, бизнес сообщество и даже органы власти. Самый широко известный пример: «биоразлагамые» пакеты, которые не разлагаются в условиях российских свалок».
Что происходит сейчас с натуральной косметикой в России
До недавнего времени стандарт Cosmos (сертификатор Ecocert) набирал популярность в нашей стране благодаря Natura Siberica, Levrana, Mi&ko и некоторым другим российским брендам, прошедшим сертификацию.
«К сожалению, после февраля 2022 года сертификационный процесс в России был почти полностью приостановлен, в том числе, из-за сложностей для европейских аудиторов приезжать на инспекцию в РФ, — говорит наш эксперт. — А значит — становится сложнее определить, насколько натуральна косметика, которую вы сейчас видите на прилавках. Именно сейчас в России как никогда нужен свой строгий стандарт сертификации натуральной косметики».
Новым российским стандартом является OneProof. Стандарт OneProof — это правила добровольной экосертификации для натуральной (OneProof NATURAL) и органической (OneProof ORGANIC) косметики, а также сертификации косметических ингредиентов. Он не допускает нефтехимии, производственных процессов, способных нанести вред окружающей среде, ингредиентов, полученных с вредом для позвоночных животных и таких одиозных для природы компонентов как микропластик.
OneProof разработан на основе самых уважаемых международных стандартов для натуральной и органической косметики Cosmos* и NaTrue. Именно эти два стандарта лидируют по степени доверия в кругу профессионалов и узнаваемости среди потребителей натуральной косметики в Европе и некоторых других странах мира.
«Среди основных принципов стандарта OneProof — прослеживаемость происхождения сырья и косметических ингредиентов, производственных процессов и пр., — говорит наш эксперт. — Еще один важный момент — принцип предосторожности. Например, OneProof не разрешает использование ингредиентов, если у мирового научного сообщества есть сомнения в отношении их влияния на здоровье человека и окружающей среды».